Виктор Милитарев о русских царях и русском крестьянстве

После развала Золотой Орды в конце XV века обретшая независимость Русь оказалась в ситуации осажденной крепости. Ей пришлось вести длительную войну на два фронта - против Польши и Крыма. Польша была региональной сверхдержавой, а за разбойным работорговым Крымом стояла одна из сверхдержав того времени — Османская империя. Перед страной со всей серьезностью встал вопрос о выборе модели развития, гарантирующей выживание в такой ситуации. Два важнейших региональных центра Руси сделали свой выбор. Новгород выбрал польскую модель, а потом и предпринял попытку вступления в состав польско-литовской унии. Москва выбрала турецкую модель. «Европейский» Новгород на всех парах шел к крепостному праву. «Азиатская» Москва учредила поместную систему, то есть не допустила закрепощения крестьян на своей территории.
Польша уже к моменту обретения Русью независимости была страной развитого крепостного права. Постепенно она стала страной с наибольшими свободами для правящего класса и с тотальным порабощением всех остальных. Когда Польша стала вписываться в мировой рынок, она стала первой в мире страной с колониальной экономикой, где тотальное крепостническое рабство большей части народа обеспечивало правящую элиту товарами престижного потребления из тогдашних «развитых» стран, то есть Англии и Голландии.
Наоборот, тогдашняя османская Турция – это вовсе не Турция XIX века, славящаяся тотальной коррупцией и жестоким угнетением этнических и религиозных меньшинств. Османская империя XV — XVI веков была могущественной державой, ориентированной на социальную справедливость, с которой брал пример Иран, и на которую с надеждой оглядывались угнетенные массы в Европе.
После захвата турками любой территории там отменялось крепостное право. 90% земли принадлежало государству, турецкий султан позиционировал себя как защитник бедных, цитируя обещания иранского шаха Хосроя Ануширвана: «Я буду защищать овец и ягнят против волков». Такой порядок поддерживался жесточайшими репрессиями против коррумпированного чиновничества. Ежедневно к султану приносили на блюде несколько десятков отрубленных чиновничьих голов. На фоне Селима Грозного или Мурада Второго Сталин выглядит очень гуманным и демократичным правителем.
Турецкий выбор Иоанна Третьего — это прежде всего создание поместной системы, в точности копировавшей турецкую. Каждый офицер получал для своего содержания не менее 10 крестьянских дворов, находившихся на государственной земле. Крестьяне были юридически свободны и могли жаловаться на дворянина в суд.
...
Читать дальше »